Интервью

Валерий Тропин (Группа Е4): С оптимизмом через всю жизнь!

В 2007-2014 член Комитета по стратегии Е4 и группы RU-COM, Совета директоров НПО ЦКТИ, Е4-СибКОТЭС, Сибирского ЭНТЦ, Сибтехэнерго, Е4-Севзапэнергосервис”.  

Директор по инновационной деятельности ОАО “Группа Е4”

Директор по работе с партнерами, ассоциациями и органами государственной власти Национальной ассоциации инжиниринговых компаний (НАИК)

Член Рабочей группы при Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ об инжиниринговой деятельности

Эксперт Минпромторга, Фонда Сколково, ЦТКАО

Член Комитета по инновационным технологиям СРО атомной отрасли

Член Комитета РСС по инжинирингу

Член Комитетов РСПП по энергетической политике и тех регулированию

Член Консультативной группы по исследованиям в области энергетических технологий Skoltech.

Автор 172 публикаций и 25 изобретений, 10 из них внедрены на ТЭС с большим народнохозяйственным эффектом.

Золотая медаль ВДНХ за разработку и внедрение на блоке 500 МВт системы измерения расхода воздуха через ТДМ.

За большой личный вклад в развитие ТЭК награжден Почетной грамотой Минэнерго (2010), представлен к званию «Почетный работник топливно – энергетического комплекса».

Призер Всесоюзных и Всероссийских соревнований по мотокроссу 1966-1978 гг


  От автора. С этим оптимистичным, веселым, задорным и энергичным человеком нам удалось  пообщаться в сентябре 2014 года. Что меня тогда поразило – это чувство свободы и простоты, которое проявляется  в его общении с людьми, большой оптимизм и вера в будущее. Напомнив мне, тех инженеров и изобретателей из  книг Жуль Верна и Алексея Толстого, которыми мы так восхищались в детстве. Людьми, потрясавшими чертежами с грандиозными проектами, создававшими Наутилусы, гигантские самолеты и прочие чудеса техники. Работавшими, с жаром и полной отдачей.  Наверное, так и должен выглядеть настоящий инженер – оптимистично и куражисто посматривая на этот юный мир – а что бы еще, такого сделать, чтоб, все были в полном восторге, от масштаба реализуемых задач?


Сыдып Бальдруев (С.Б). Инжиниринг – это очень серьезная, наукоемкая и финансовозатратная отрасль народного хозяйства требующая от человека недюжинных способностей, эрудиции, знаний и отдачи. К сожалению, такая отрасль, как инжиниринг, в России очень сильно пострадала в конце 20-го века, поскольку огромное количество достойных представителей профессии уехали за границу, часть переквалифицировалась в иные профессии, а кто-то просто отошел от дел. Однако, профессионалы в этой отрасли есть и их, немало. Среди них, стоит отметить такого человека как Валерия Викторовича Тропина – талантливого инженера, рационализатора, эрудита и просто очень хорошего человека! Валерий Викторович, здравствуйте! Не могли бы вы рассказать о своем пути, профессиональной стезе и жизни?

Валерий Викторович Тропин (В.Т). Вечер добрый! Когда я был совсем молодым, я поступал в институт не из желания построить карьеру, а просто из тех веяний, которых требовало то время. Я вырос в Коряжме  (Архангельская область-Russianlevels.ru) – столице крупнейшего в Европе Котласского целюлозно-бумажного комбината – в которой интенсивно развивались все виды спорта. Я был участником городской спортивной команды (регулярного призера различных чемпионатов по многим видам спорта), многие ребята из которой, в большом составе поехали поступать в Ивановский энергетический институт. Так я и оказался студентом этого ВУЗа.

Тогда я очень сильно увлекался мотокроссом, а Ивановская областная команда держала первые места в союзе, что и сыграло решающую роль в выборе института. Выбрал специальность – “автоматизация теплоэнергетических процессов ТЭЦ и АЭС”. Первые три года учеба давалось легко, что позволяло очень много времени уделять мотокроссу и сильно не нагружаться учебой. Однако, к пятому курсу я вошел в научный вкус, и начал плотно работать по профессиональной деятельности. В итоге, у меня получилось распределиться в УралВТИ -головной институт в энергоотрасли по строительству мощных энергоблоков. В то время, на Южном Урале, под Челябинском в городе Троицк начали строить самый первый и самый мощный в мире паровой котел – производительность в 1650 тонн в час, в составе блока 500 мегаватт и работавшем на угле из Экибастузского месторождения (нынешний Казахстан – Russianlevels.ru),  который тогда добывался на весь Союз.

Этот котел являлся всесоюзной комсомольской стройкой, это было очень масштабно, весело, дружно и интернационально! На день строителя, к примеру, проводился футбольный чемпионат стройки, в которой участвовало 18 команд – люди со всей страны – специалисты по всем отраслям энергооборудования, рекрутированных со всех уголков страны. Были все условия для развития – инфраструктура, интересная работа, возможности для отдыха – в нашем ВТИ были команды по подводному плаванию, дельтапланеризму которые выезжали на соревнования по всему Союзу. С большим успехом прошли 10 лет на стройке, где я прошел школу жизни, развился в профессии, подружился со многими людьми и даже женился. Жена, у меня, кстати тоже из Ивановского института.

Но, потом у энергетики начались трудные времена (начался развал СССР -Russianlevels.ru), финансирование кончилось – надо было выживать.Работали по бартеру – менялись на валенки, валенки на уголь и т.д. Нужно было кормить семью, многие подались кто-куда, но я не изменил профессии. Мы приспособились к новым веяниям, решив работать в малой энергетике. Уже пошла приватизация и многим предприятиям понадобилась энергия, а кадров не было.

Тогда я организовал ряд научных коллективов на коммерческой ниве  и мы начали деятельность по модернизации и оптимизации энергооборудования и т.д. Вот так и выживали. В то время научные институты подвергались разграблению – их просто, растаскивали! Все думали, как сдать в аренду недвижимость и продать земельные участки, принадлежащие институтам, а кадры – главное богатство, к ним отношение было не самое рачительное, хотя сейчас уже понимают, что кадры и команда, самое главное в любом проекте, основа любого бизнеса.

Мы подумав, открыли на Урале филиал СибКОТЭС -первой частной инжиниринговой компании в РФ, созданной в Новосибирске Феликсом Серантом – очень талантливым ученым и уникальным организатором. Организация поставляла оборудование и проводила инжиниринговые работы в 20-ти странах мира,  где я и проработал 4 года.

(С.Б) Затем началась работа в Е4?

(В.Т) Да, когда на рынке появилась “Е4” собравшая талантливую команду и за короткое время ставшая ведущей компанией в отрасли, мне пришло приглашение от Дмитрия Александровича Тарасова – (технического директора “группы Е4”-Russianlevels.ru), работать над крупнейшим в то время энергоблоком Няганьской ГРЭС (одна из самых крупных тепловых электростанций в мире, работающих на широтах севернее 62˚. Установленная мощность станции — 1269,8 МВт-Russianlevels.ru) и я переехал в Москву. В это время, правительство приняло программу ДПМ (договоры предоставления мощности-Russianlevels.ru), в результате реформ Чубайса в энергетике появились деньги, была принята масштабная успешная инвест программа, в рамках которой было привлечено более четырех триллионов рублей, и стали строить парогазовые блоки, которые отвечали современности и использовали газотурбины такой мощности, которой в России не выпускались. Пришлось, покупать у мировых грандов энергооборудования – Сименс, Мицубиси, Дженерал Электрик, что позволило создать передовые энергостанции отвечающие самым современным требованиям в мире.

Поэтому работа досталась очень интересная, коллектив яркий, вызов дерзкий  и мы начиная с 2007 года работали каждый день по 12-16 часов в сутки. Шли непрерывно тендеры, переговоры, ведь в процессе создания энергоблока участвуют сотни подрядных фирм, которых надо выстроить в единую команду, обеспечить непрерывный обмен информацией и добиться слаженной высокоэффективной деятельности. Вообще, Е4 – это вертикально интегрированный холдинговый epc-контрактор (Engineering, procurement and construction — способ контрактования в строительной отрасли-Russianlevels.ru), самодостаточно способный вести инжиниринговые проекты на всех стадиях, имея свои проектные институты и строительные мощности, однако нагрузка была такова, что пришлось привлечь множество партнеров со всей планеты.

Так, за короткое время “Группа Е4” выбилась в лидеры в своем сегменте. Но,как я уже сказал, инжиниринг как бизнес, вещь очень молодая. А контракты тянулись своей историей еще в глубь времен СССР, где все делилось на отдельные этапы, когда проектирование делалось отдельно, строительство отдельно и приходилось во всем этом разбираться и выстраивать в рабочую модель. Сроки жесткие, технические задания бывали несовершенными, не хватало компетенции. Финансирование же велось на заемные средства под проценты, а заказчик оплачивал только в конце работ. Неизбежные в любом крупном деле, накладки и проблемы, возникавшие на разных стадиях съедали время, а значит и прибыль, в то время как проценты банкам капали, уменьшая тем самым прибыль и без того – небольшую. Поскольку же, рынок конкурентен, а заказчики используют тендерную систему в попытках минимизировать стоимость работ, где побеждает тот, кто запросит меньше всех денег, то бизнес несмотря на колоссальные средства в обороте, отнюдь не процветал, испытывая кроме того – фантастические риски! Поэтому, не смотря на бум, многие компании сейчас ушли с рынка, кто-то же завален исковыми заявлениями от субподрядчиков и банков.

Объясняется это тем, что в отличии от Запада, где в связке исполнитель – заказчик постоянно присутствуют финансовые партнеры, финансирующие работы на всем протяжении проекта, выдающие деньги под смехотворный (2-3%), по нашим понятиям процент, отечественные банки ниже 12% годовых не давали. Кроме, того заказчик везде страховался, просил залоговые суммы и компании все время находились в плену банков. А что такое инжиниринговая компания? Это столы, компьютеры и люди с мозгами, т.е активов – то которые можно заложить нет, и банки осторожничают. Что ограничивает компании, для выхода на новые рынки – того же дорожного строительства – нет оборотных денег! На иностранные же проекты нужно приходить вместе с банками, а им это представляется рисковым, в результате чего, многие возможности упускались. Поэтому, ситуация с инжинирингом в стране связана с огромной дороговизной денег, что печально.  Необходим новый институт в обществе – постоянных финансовых партнеров и страховых компаний, поскольку заказчики все время страхуются, и обкладывают epc-контракторов всевозможными залоговыми фин.обязательствами. Кроме того, 20-ти летний простой в отрасли породил дефицит кадров, многие профессии потеряли компетенции, отстав в образовании, и пролежав в пыли, а в это время мир далеко ушел вперед. Трудно найти компетентных руководителей проектов. на некоторых объектах меняли руководство по 15 раз, а это страшное дело – потеря управляемости. Поэтому, команды топ-менеджеров недотягивали до уровня, и компании не развивались, но сохраняли плавучесть, выплывая на новых заказах, в результате чего, компании подошли к концу программы ДПМ и соответственно окончанию заказов,  обремененные долгами и обязательствами. От чего идет сброс кадров, активов и т.д. Что характерно для всего рынка инжиниринговых компаний. Есть еще момент, мешающий развитию рынка,что крупные госзаказчики стали создавать собственные инжиниринговые подразделения. И принцип конкуренции не работает, поскольку все работы, проведут всеми правдами и неправдами, у своих. И это отнюдь не значит, что там работают самые лучшие кадры, просто такова ситуация! В результате стране наносится ущерб ибо инвестиций меньше, сроки затягиваются, у них нет такого наработанного опыта как к примеру у Е4, которая в течение 8 лет собирала лучших из лучших и вела естественный отбор. Мы поднимали этот вопрос на разных уровнях, с участием всех инстанций.

 

Отрадно, что органы гос.власти нашу точку зрения разделяют, создана рабочая группа при Совете Федерации призванная привести законодательство к уровню сегодняшнего развития инжиниринга в мире. Но, ситуация, обострившаяся с падением цен на нефть и теми же санкциями, плюс долговая нагрузка и отсутствие заказов, приводит к тому, что такая перспективная отрасль стагнирует. Есть проекты в госкомпаниях: у Росатома – порядка 34, у Русгидро, работа идет, но рынок сжался. Думаю, это вопрос времени, но очень жаль, что отрасль просела, ведь приняты сейчас программы индустриализации, импортозамещения, надо строить инфраструктуру и нужны проверенные коллективы, а они не востребованны рынком. Хорошо, что рынок зафиксирован и в РФ не пропускаем западные компании, ведь они на голову нас мощнее. Наши 6 самых крутых инжиниринговых компаний, в совокупности не дотягивают по мощностям стоящей на 10 месте в мире, компании из Турции. И сейчас все игроки народного хозяйства смотрят на ситуацию в энергетике, поскольку программа ДПМ была признана по итогам успешной, были построены реальные мощности, закрыли нехватку энергии в Центральной России.

(С.Б) Что можете посоветовать молодежи в плане карьеры и карьерного роста?

(В.Т) Сейчас на первое место выходит фактор обучаемости, нужно мощное желание.  Для самореализации много направлений. Есть интернет – огромный кладезь информации. Нужно для начала вливаться в коллективы, есть хорошие структуры для помощи. Я являюсь экспертом фондом Сколково. Туда, третий год уже приезжают инноваторы с мировым именем и уровнем. Ежегодно проводятся конкурсы, где может принять участие любой желающий и победить. Постоянные мастер классы, посевные проекты, опытные менторы – наставники. В людей инвестируют, бюрократии – минимум! Плюс это хорошая площадка для наработки связей и знакомых. Ведь это инновационная деятельность – где, все призвано, срастить четыре составляющие успешного проекта – идеи, команды, опыт и финансы. Ведь именно они обусловили развитие Кремниевой долины, собрав все, что нужно для успеха в одном месте, сконцентрировав порядка 100 фондов, позволяющих найти инвестиции на любой вкус. Сегодня идет реформирование высшего образования, которое выходит на стандарты европейского уровня, открыт доступ к любым Вузам мира, многие учат за совсем небольшие деньги, есть программы – нужно пробовать!

Самое главное, нужно найти себя, не бояться экспериментировать, если ты готов по 16 часов работать – то все получится. Нужна работоспособность! Инструменты для обучения – интернет, в любом месте, где есть Wi-fi, можно прослушать весь курс Стенфордского университета он-лайн, принимать участие в семинарах заочно. (А что делаем мы? Смотрим паблики “вконтакте” со всякой ерундой – russianlevels.ru). Раз мир глобальный, нужно владеть иностранным языком, в частности английским.  В ближайшее время понадобится китайский, корейский, потому что глухим и глухонемым очень тяжело договориться между с собой. Знание языков открывает перспективы, поэтому многие, поработав на западе и научившись многому, достигают больших успехов у себя на родине.

Можно привести пример, когда созданы российские венчурные фонды, формируется  национальную систему. Есть частные успешные инвест фонды, работающие на зарубежном рынке, к примеру – Bright Capital (венчурная компания, управляющая несколькими фондами, осуществляющими инвестиции в индустриальные (энергетика, биотех) и цифровые технологии – Russianlevels.ru). Я с ними бывал в Cиликоновой долине, великолепное место, где собрали команды, при виде  которых разгораются глаза, появляется вдохновение при виде успешных ребят совсем юного возраста. Рецепт прост, делай свое дело хорошо, будь инициативным и успех придет! И еще важно найти команду, в одиночку успех не приходит. Проявляй мобильность, нет работы в одном месте, езжай в другое. Что нужно молодому, чтобы переехать – вещи в рюкзак и айда! К примеру, знаю одного юного таксиста, который учиться и работает в столице, родители в Ленинске, успевает развлекаться и при этом он твердо уверен, что в любом месте он найдет работу за два часа, за таких людей я очень рад! Он понимает, что ему важно получить блестящее образование. Он сам решает вопросы в своей жизни и такие ребята добиваются всего.

Если есть увлечение, то работай. Как говорят, если бы была возможность, я бы посвятил одну жизнь искусству, другую спорту, а третью – науке! Но к сожалению, нужно найти гармонию, ведь появится семья и будут другие приоритеты, ответственность. Неслучайно, на западе браки оформляются по нашим меркам поздно, ибо до 30 лет люди заняты построением карьеры и созданием семейного надежного капитала. Нужно сделать карьеру, а потом они могут заводить ребенка, который получит нормальные условия для развития. Не возлагая ответственность на родителей, в отличие от российских примеров. Я смотрю оптимистично, но не может, такая страна, обладая таким ресурсами, такими талантливыми людьми, прошедшими такие испытания и не уж то, мы не справимся с кризисом, начавшимся в 2014 году? Все зависит от нас!

(С.Б.) Над какими проектами вы сейчас работаете?

(В.Т) Я выполняю функцию директора по работе с партнерами НАИК. Мы формулируем проблемы которые есть и обсуждаем как эксперты с государством. К примеру закон об инжиниринговой деятельности. Было принято решение о создании временной комиссии о разработке законодательства проектно-инжиниринговой деятельности. Затем, что инжиниринг как вид отсутствует в ОКВЭД. За рубежом этот вид деятельности дает до 20 % ВВП, а у нас не квалифицирован. Разработана программа поддержки инжиниринговых компаний которая предусматривает компенсацию затрат на ПО, снижение ставок соц. платежей. Работа идет, находится на контроле правительства и президента. Ибо невозможно, создать новую индустриализацию, без поддержки инженеров. Согласно стратегии по модернизации, рост энергетической инфраструктуры до 2035 года предусматривает рост в 5 раз. Не стоит думать, что все плохо, смотрите на 2 шага вперед, на перспективу и все будет. Поэтому говорят, что мир строиться на  труде врачей, учителей и инженеров. Соответственно инженерное дело это основа экономики России и лучше не бросаться в коммерцию, тем более если у тебя ясная голова и склонность к точным наукам! Занимайтесь инженерным делом, ведь это очень интересно.

(С.Б) Ну что ж, на этой оптимистичной ноте мы закончим!

(В.Т) Всем, до скорых встреч!

P.S.Если у вас возникли идеи, предложения к В.В Тропину, обращайтесь к нам: пишите на e-mail: Slb.group@yandex.ru